ДЕТИ МАМЫ

Разговор о детских домашних садиках с Оксаной Пшегорницкой

28 Май 2014
550486_10151090280899001_111749614_n

Все больше родителей ищут альтернативу классическому дошкольному образованию. Одна из них – домашние детские сады. О том, какие они, домашние сады, их плюсы и минусы, особенности и процессы мы поговорили с Оксаной Пшегорницкой,  психологом, основателем и руководителем домашнего детского садика “Совенята”.

Как и почему ты приняла решение создать детский сад? Изменился ли формат садика за время его существования?

“Совенят” придумала не я – моя теперь уже подружка, а тогда знакомая из ЖЖ. Вокруг детской темы мы и познакомились тогда. Если максимально упростить, то получится формула “не нашли хороший садик для своих детей и открыли свой”. Сначала это не был коммерческий сад. Всей организационной работой занимались Аня и ее муж Юра. Искали помещение, людей. Удалось найти хорошее тихое место, это была часть частного дома. Потом нашли воспитательницу. Удивительно, но она до сих пор с нами и это наш лучший кадр:). Потом уже мы все вместе встречались и обсуждали то, как мы бы хотели воспитывать наших детей.

Родители детей (мы в том числе) помогали по мере сил. То песок привезли, то игрушки.
Прошел первый учебный год, Аня вышла на офисную работу, детей было мало, садик закрывали. К тому моменту я успела выйти на работу и уйти с нее, как раз занималась поиском новой. Моей дочке Милане было два с половиной года.

Мысль о том, что Милану нужно будет отдать в государственный сад, я уже не допускала. Я уже хорошо понимала разницу. Частные сады тоже рассматривала, но это все же намного дороже домашних, особенно нашего.

В нашем домашнем саду я с удовольствием проводила время с детьми, играла с ними. Когда шел последний месяц аренды нашего первого помещения, я вдруг проснулась с мыслью и четким пониманием того, что нужно делать. Я решила попробовать открыть мини-садик у нас дома. Ожидала отпора у близких людей и приготовила аргументы, чтоб убедить их, но – внезапно! – получила огромную поддержку. Следующие 3 месяца мы с мужем занимались ремонтом нового помещения для «Совенят».

За 5 лет существования формат «Совенят» менялся несколько раз. Сначала это был крохотный некоммерческий садик «для своих», потом домашний сад, сейчас мы – детский клуб, у нас просторное помещение и много занятий, куда можно приходить и приводить детей.

IMGP7700

Чем частный детский сад отличается от государственного в целом?

Я бы разделила все сады на 3 группы: государственные, частные и домашние. Есть еще улучшенные группы в государственных садах.
Я буду говорить о домашних садах. Здесь ключевое слово «домашние», а не «сады». Это альтернатива не так государственному детскому саду, как системе дошкольного образования в целом. С моей точки зрения, домашний сад – это в первую очередь домашняя атмосфера, когда у ребенка создается впечатление, что он пришел в гости, а не «на работу».

Главное наше отличие – отношение к ребенку. Оно уважительное.

И, конечно, у нас маленькие группы, точнее, одна маленькая группа.

Если ли особенные отличия в украинской системе дошкольного образования?

Что касается украинской системы дошкольного образования, то тут я могу говорить часами. Если вкратце, то в нашем законодательстве такая форма как домашние детские сады вообще не предусмотрена. Можно открыть частный детский сад, но процедура настолько сложная, что делает этот сад дорогим. При этом уже много лет не обновляются санитарные нормы, некоторые из них просто абсурдны.
Есть разные способы существования домашних садов, например, объединения родителей, клубы по интересам, общественные организации. Но это просто выход из положения.

В Европе, США, Канаде такие сады распространены. У нас же вместо того, чтоб узаконить то, что давно существует, государство просто игнорирует это, периодически угрожая проверками. В результате большинство домашних садов существуют без какого-либо контакта с государством.

IMGP7676

Как в домашнем детском саду формируется программа?

Самый простой способ – взять готовую программу для детских садов и заниматься по ней.
Мы же учитываем и возрастные нормы, и государственную программу, но, в первую очередь ориентируемся на возможности отдельного ребенка. За счет того, что в группе дети разного возраста, каждый занимается предложенным по мере сил и всегда имеет зону роста.

В «Совенятах» мы много времени уделяем творчеству, поскольку это то, что действительно развивает человека, а не просто учит.

У нас нет цели выучить иностранный к 5 годам и начать читать в 3 года – всему свое время. Все занятия у нас, я бы сказала, мягкие. Мы много рисуем, играем, лепим.

Кроме того, наш клуб всегда был и будет украиноязычным, поэтому детки из русскоязычных семей осваивают у нас украинский. Каждый день к нам приходят педагоги, которые проводят музыкальные занятия. Трижды в неделю это хореография, дважды – украинский музыкальный фольклор. Фольком с нашими детьми занимаются педагоги из студии «Правиця», я считаю их лучшими в этой области. Даже на английском дети мастерят руками интересные штуки. Всевозможные виды творчества, музыка, игры – вот наши киты.

Очень важный момент в развитии детей – возможность свободно играть. Часто государственных садах или развивающих занятиях у детей нет возможности просто поиграть, без какого-либо занятия. Мы даем им такую возможность, позволяем лидировать и вести в играх.

Наш взгляд на обучение детей не подходит родителям, которые ориентированы на интеллектуальное развитие ребенка. Для меня главное – его душевный комфорт. Воспитателям я всегда говорила детей приобщать к занятиям, но не давить на них. Тем не менее сейчас я уже могу с уверенностью сказать, что наш подход хорошо работает. Наши самые старшие детки в этом году поступили в школы и они просто умнички ☺

IMGP0095

Как организовывается система питания?

Вариантов масса: родители могут приносить еду, можно заказывать у фирмы-субподрядчика, можно готовить на месте. Мы готовим для своих детей сами.

Кроме того, домашние сады подходят тем детям, у кого особые потребности в еде – мамы аллергиков могут давать еду с собой, что запрещено нормами в государственных садах.

Какие требования для поступления в частный детский сад?

Большинство домашних детских садов берет  и детей без прививок, это нужно учитывать. Во многих нужна справка от педиатра о том, что ребенок здоров.

Чтоб чувствовать себя комфортно в нашем саду, хорошо бы разделять наши принципы воспитания.

Какие группы вы набираете? Если группа маленькая, я так понимаю, дети разновозрастные? В чем плюсы и минусы таких групп?

У нас всегда была одна группа. Сначала это было 4 детей, потом стало 6-8. Сейчас у нас есть возможность брать чуть больше детей во время занятий и делить на две группы по 5-6 человек. Наша группа разновозрастная, от 2х до 6 лет. Я могу долго рассказывать про плюсы и минусы групп с детьми разного возраста, но по результатам нашей пятилетней работы я убедилась в том, что для детей нахождение в такой группе полезно.

Старшие помогают младшим, нет «уравниловки», мы не пытаемся унифицировать детей во время занятий, мы прислушиваемся к каждому, у младших всегда видна зона их ближайшего развития.

Кроме того, у нас никогда не будет моббинга – это когда дети прессуют кого-то одного. Однажды к нам попал мальчик, в привычку которого уже вошла манера посмеиваться над младшими. Теперь мы говорим с детьми о терпимости и уделяем внимание этому моменту. Каждую конкретную ситуацию мы обсуждаем.

В государственных детских садах есть правило “воспитатель сказал – дети сделали, хотят или не хотят”. Как вы справляетесь с ситуациями, когда ребенок чего-то не хочет? Заставляете или нет?

Это одна из причин появления нашего альтернативного домашнего сада☺ У нас такого нет и не будет.
В первую очередь мы внимательно относимся к ребенку и его потребностям. При этом детей мы приучаем к уважительному отношению к воспитателям и друг другу. Отношения между детьми и воспитателями дружественные, но это не анархия, воспитатели ведут.

У нас есть определенные рамки, которых мы стараемся придерживаться. Например, на занятия мы стараемся приглашать всех детей. Мы можем настаивать, но заставлять не будем никого.

Пытаются ли родители вмешиваться в процесс жизни ребенка в саду более активно чем, например, в случае государственных садов?

О да, и мы это всячески приветствуем! Мы советуемся с родителями, если у нас возникают вопросы относительно принципов воспитания. И присутствие в нашем клубе родителей в течении для – это клево! Раньше у нас даже была традиция проводить раз в неделю совместное занятие творчеством для детей и родителей, в новом сезоне мы ее возобновим. Ребенок должен чувствовать не атмосферу места, куда его привели и убежали, а атмосферу дома, где тебе рады.

Если обобщить – для каких детей и родителей домашний детский сад будет более комфортным выбором чем государственный?

Для тех родителей, кто хотел бы избежать встречи с государственной образовательной системой вообще, или для тех, кто хотел бы оттянуть ее. Для эмоционально чувствительных детей и родителей.

Для детей-аллергиков и для всех тех, кто выбирает другое питание (веганы, сыроеды и т.д.) – особенное питание в государственном саду нельзя обеспечить, увы. Для внимательных и чутких родителей, которые беспокоятся об эмоциональной безопасности детей. Для родителей, которые выбирают домашнее воспитание, но не могут в одиночку его обеспечить, для тех, кто ищет компании единомышленников для общения.

IMGP9405

Если у вас есть вопросы по поводу домашних садиков, можете смело задать их Оксане тут или воспользоваться контактами на сайте “Совенят”.

You Might Also Like